На современном этапе развития дартс достижение высоких результатов
часто обусловлено не только физической, технической и психической
подготовленностью спортсменов, но и уровнем тактического мастерства.
В процессе соревнований при равенстве сил побеждает, как правило
тот, кто более гибко и творчески реализует заранее подготовленный план,
правильно оценивает создавшуюся ситуацию, быстрее выбирает оптимальное
решение и точнее его реализует в соответствии со своими физическими,
техническими и психическими возможностями.
В связи с этим можно
сказать, что тактическая подготовка интегрирует в себе все виды
подготовок: техническую, физическую, психологическую, интеллектуальную и
является одной из основных составляющих в достижении победы.
В
спорте тактика рассматривается как совокупность средств, способов и
форм борьбы за победу в соревнованиях. Под средствами спортивной тактики
принято понимать все технические приемы, которые используются в данном
виде спорта. Под способами подразумевается наиболее рациональное
выполнение технических приемов и их оптимальное сочетание. Формы
представляют собой внешнее проявление тактических действий.
Теперь
давайте на практике разберем несколько примеров. Достаточно часто в
дартсе выигрывает тот спортсмен, который умеет лучше "закрываться", то
есть попадать в дабл (удвоение). Игрок, умеющий быстро набирать очки, но
не способный с первого дротика попасть в удвоение и вынужденный
выполнять для этого несколько подходов, быстро теряет свое преимущество.
В результате тех же нескольких подходов его соперник, который набрал
меньшее количество очков на протяжении всей игры, но способный сразу же
попасть в дабл, доходит до удвоения, закрывается с первого дротика и
выигрывает. Поэтому первостепенное значение в процессе тренировок на
этом этапе подготовки должно уделяться отработке бросков в удвоение.
При приближении к "закрытию" очков, максимальное количество очков,
которое можно списать за 3 броска, равно 170, и спортсмен должен
внимательно следить за счетом. В том случае, если остается нечетное
количество очков, то наиболее целесообразно выполнить первый бросок в
утроение нечетного сектора. При этом, если бросок не точный и дротик
попал в обычное поле, то в итоге остается тоже четное число, ранее
набранных очков.
Как правило, четный сектор "20", который
является наиболее удобным для бросков, более всего "отработан" в
процессе тренировок и соревнований, поэтому именно в нем происходит
основной набор очков.
Все оптимальные варианты списания очков
при окончании игры представлены в "Таблице окончаний". В связи с этим
каждому дартсисту рекомендуется понять смысл этих вариантов и отработать
их практически в процессе тренировок и подготовки к соревнованиям. Во
время окончания игры очень важно тактически правильно спланировать
последовательность набора очков для подхода к "удобному" удвоению
(даблу). Практически у всех игроков удвоения подразделяются на "удобные"
и "неудобные".
Так всеми признанными "удобными" удвоениями
являются: 40, 32, 16, а "неудобными": 22, 34, 38.
Например,
остаток составляет 32 очка (2х16) – "удобное" удвоение. В этом случае
при попадании дротика в простой сектор 16 (не являющийся удвоением),
остается 16 очков (2х8), которые можно списать точным броском в соседний
сектор.
Остаток составляет 34 очка ("неудобное удвоение"). При
этом остатке очков и попадании дротика в обычный сектор 17 остается 17
очков, которые можно списать не менее, чем двумя точными бросками:
например, первый дротик должен попасть в 1 очко, а второй – в удвоение
8, либо первое попадание должно быть 9 очков, а второе – в удвоение 4.
Разберем несколько вариантов описания очков, представленных.
Например остаток, который составляет 64 очка, можно списать несколькими
способами:
- 3х20, 2х2
- 2х16, 2х8
- 14,
Булл-ай (2х25)
Первый из представленных вариантов не
очень удобный, так как если при броске в утроение (3х20) дротик попадает
в простой сектор 20, то остается 44 очка. Для списания этих 44 очков
спортсмен будет вынужден поменять сектор и выполнить броски либо в 12
сектор и в удвоение 16 (32 очков), либо в 4-й сектор и в удвоение 20 (40
очков).
Второй из рассматриваемых вариантов, наиболее
рационален и безопасен. В этом случае 1-й дротик бросается в утроение 16
(48 очков), если он попадает в простой сектор 16. то остается 48 очков,
т.е дартсист продолжает набирать очки в том же секторе: бросок в
простой сектор 16, а затем в удвоение 16 (32 очка). Если же при броске в
утроение 16 (48 очков), дротик попадает в простой сектор 8 или в
утроение 8 (24 очка), то остается либо 56 (16, 2х20), либо 40 (2х20).
Рассмотренный вариант подразумевает минимальное количество смены
секторов для бросков (минимум передвижений по доске), при максимальном
количестве сочетаний удобных удвоений.
Третий вариант – самый
эффектный, но и самый рискованный. Он позволяет очень красиво закончить
игру точным броском в Булл-ай. Однако, если игрок промахнется и дротик
попадает в 25-очковую зону, то закрыть (списать) очки можно будет только
в следующем подходе, что крайне не желательно. Поэтому данный вариант
может быть использован либо игроками находящимися в очень хорошей
спортивной форме и обладающими очень точным броском, либо спортсменом,
поставленным в безвыходное положение, так как при двух оставшихся
бросках первым дротиком спортсмен набрал 14 очков, а на следующий,
последний бросок, остается 50 очков. Которые надо списать очень точным
попаданием в центр мишени (Булл-ай).
В связи с тем, что точно
предсказать ход игры практически невозможно, дартсисты должны в процессе
подготовки к соревнованиям отрабатывать все возможные варианты
тактической борьбы. Наиболее подходящими упражнениями для этого
являются: "27" "Раунд" и "170".